Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Апробирование технологии «План-дело-анализ» как средства достижения новых образовательных результатов в МБДОУ«Детский сад №7» г. Боготола

 

 

Конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности –одна из основных задач стоящих перед педагогами нашего детского сада.

Создать атмосферу для детей, которая откроет горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки инициативы, немыслимо без педагогических технологий.

Конечно, создавать что то новое, придумывать какие либо инновационные методы работы это очень трудно. Однако новшества могут быть как радикально новые, так и усовершенствованные. В результате происходит обновление методов, приемов, образовательных технологий.

В настоящее время, педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения ведется работа по апробации технологии организации коллективной жизнедеятельности детей: «План-дело-анализ» (проект Л.В. Михайловой-Свирской).

Эта технология была выбрана нами неслучайно, именно она помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуальные – неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения. Технология «План – дело - анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они
хотят работать.

Главная педагогическая задача – максимальная помощь в самореализации ребенка предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору. Творческой группой детского сада были изучен комплект методических пособий предназначенных руководителям и педагогам ДОУ (Лидии Свирской и Ларисы Роменской «Внедрение ФГОС дошкольного образования»). В сентябре 2018 г. на совете педагогов, для реализации новой практики, была выбрана старшая группа «Солнышко» Обоснованно это было тем, что в данной группе работают молодые специалисты, у них нет стереотипов авторитарной педагогики, но столкнувшись на практике с трудностями, проблемами, не имея позитивного опыта их разрешения, такие педагоги прибегают к старым испытанным средствам и методам.

Организуя взаимодействия с детьми, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Наша же задача стремиться к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.

Подготовительный этап.

Свою работу мы начали с анализа и пополнения РППС в группе. Для того чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать) внимание детей, важна ежедневная презентация педагогом имеющихся в группе материалов, т.е. напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чего они будут делать. У нас в группе в свободном доступе много самых разнообразных материалов: бумага и различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, проволока, коробки разных размеров, камешки, деревянные бруски и прочее доступное для свободной трансформации «имущество», тематические карточки, содержание которых предоставляют широкий диапазон для действий. Все имеющиеся центры были дополнены «подсказками», например, схемы рисования, пооперационные карты, образцы.

Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются: утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.); самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности; итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Для успешной реализации технологии необходимо внести корректировку в режим дня.

Время

Форма

Участники

7.30-9.00

9.00–9.10

Приход, общение, игры, завтрак

Детский совет

(групповой сбор)

Воспитатель: модератор

Основной состав группы, воспитатель, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования

(ст. воспитатель, специалисты ДОУ)

9.10–9.50 (10.10)

 

Работа в центрах активности на основе самоопределения

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из центров

Дети, воспитатель, гости (родители воспитанников), по возможности специалисты ДОУ

 

До детского совета или после него и работы в центрах

 

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное)

 

Основной состав группы

 

В одно время с самостоятельной работой в центрах

 

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры

 

Дети, имеющие особые потребности, специалисты

 

10.00-10.10

(в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10.30-10.40

Подведение итогов работы в центрах

 

Основной состав группы

 

10.40 и далее по обычному расписанию возрастной группы.

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное) проводится по общему плану, в зависимости отведенного времени, до детского совета, или после него и работы в центрах. В этом случае группа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным занятиям как необходимому усилию.


Внедрение технологии.

Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются.

Во вторых вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний.

Например:

 

Правила для детей

Правила для педагогов

«Внимательно слушай других»,

новости не регламентируются (только по одной короткой новости)

«Кричать и бегать можно на улице»

не селекционируются (только хорошие новости)

«Положи материалы так, чтобы их можно было найти»

не вытягиваются насильно («мы еще не слышали твоих новостей»)

 

Выбор темы образовательного проекта (события, акции).-одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих технологии.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспи­тателями. Наша же цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Детские интересы необходимо учитывать. Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые са­мостоятельно рождаются у них, на которые они мо­тивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их лю­бознательностью и знаниями. Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Тема выбрана. Выявляем образовательные запросы детей. В этом нам помогает «модель трех вопросов»

Что вы знаете?

Что вы хотите узнать?

Что надо сделать, чтобы узнать…?

 

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Воспитатель структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора – что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность. С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия, например: организовать выставку, сделать альбом и.т.д. Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на обязательном для данной технологии «Информационном поле» или «Доске выбора», где обозначены все центры детской активности. У детей есть условные знаки- их фотографии. Ребенок вставляет свой условный знак в кармашек с обозначением выбранного им центра. Так появляется план нашей совместной деятельности и возможность реализовать его, включаясь в кооперативную деятельность с другими детьми или работая под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому педагог, распределяя детей, может сказать: «Маша и Саша пойдут сегодня со мной в центр науки».

Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план.

На итоговый сбор детей собирает все та же мелодия. Место проведения – ковер, откуда стартовал утренний сбор. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.

Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:
- Кто хочет рассказать о своей работе?
-Получилось ли у тебя, что ты задумал?

- Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?

В процессе общения мы фиксируем высказывания детей, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие фотографии, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт.

 

Планирование дел и действий в центрах активности.

За основу плана взяли форму, которая называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана:

 

 

Центр искусства

Центр математики

Центр науки

Центр книги

Центр краеведения

Тема

 

Центр конструирования

Центр игры

Центр

Центр движения

Центр «Безопасность» и «Дорожная азбука»

 

Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например: центр искусства «нарисовать свой портрет. Ира». Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разные возраста, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме.
Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?».
В случае, если на «Паутинке» недостаточно места для продолжения записей детских идей, к основному листу прикрепляются дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места.

Основные проблемы и трудности

 

Проблемы и трудности

 

Пути решения

Мотивирование детей на работу над проектом

Создание в группе Центров активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность

Новости копируются детьми

Предложили родителям обсуждать с детьми, увиденное и

услышанное, подводить их к пониманию того, что можно представить как

новость.

 

Выбор деятельности копируется

последующими детьми.

рассказать, какие материалы, и

где подготовлены на сегодняшний день, пояснить, где и чем будет сегодня занят педагог, вспомнить что (кем, как, когда) уже сделано

Удержать интерес(внимание) детей

Ежедневная презентация центров

Как помочь детям планировать свою деятельность?

Планирование со стороны детей, стимулировали, задавая им открытые вопросы, требующие развёрнутых ответов (например: «А что...?»)

 

Инструменты измерения результатов образовательной практики

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

В качестве инструмента «оценивания» становления инициативности у детей, в разных видах деятельности мы использовали нормативные карты развития детей предложенные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно -динамических характеристик деятельности.

 

 

 

 

Мы продолжаем внедрять в свою работу технологию «План – дело – анализ», но уже на данном этапе мы можем увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным). Дети стремятся к организации игр, продуктивных видов деятельности, общению. Они умеют находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тел. 8(39157) 2-61-25 email: MDOU7_bogotol@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz